Возрастные особенности пятиклассников

 

Изменить «природу» мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.


Подростковый возраст (10-12 лет) – период бурного роста и развития организма. 

Возрастные особенности младшего подростка:

Психофизические особенности детей 5-х классов. Эриксон называет этот этап в жизни ребенка периодом «трудолюбия». Совершенствуются двигательные способности и становление независимости от взрослых.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Постепенно меняется ведущая деятельность. Главным становится общение, которому подростки посвящают большую часть своего свободного времени.
Учеба постепенно отходит на второй план. Но на протяжении почти всего пятого класса интерес к учебе сохраняется почти у всех детей. Поэтому пятый класс – самый удачный возраст для обучения оптимальной стратегии обучения.

Еще одна важная особенность детей этого возраста – изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность.

Подростки очень эмоциональны. Даже отношение к предметам носит чисто эмоциональный характер. Дети с удовольствием берутся за то, что их привлекает. Но, столкнувшись с первым трудностями, быстро охладевают. Родителям не стоит из-за этого расстраиваться: это возрастная особенность. Эмоциональность пятиклассника настолько высока, что даже положительные эмоции могут оказать отрицательное действие.

Пятиклассники очень активны, они многое хотят сделать, но умеют еще мало. Чтобы не подавить их инициативу, нужно помогать им, поддерживать любые начинания. 

Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:
- в начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять, принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия.
- так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.
Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того, к чему еще можно стремиться и что нужно исправить.

Кроме этого у детей данного возраста возникает:
  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; 
  • стремление обзавестись верным другом; 
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; 
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; 
  • повышенная утомляемость; 
  • отвращение к необоснованным запретам; 
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; 
  • повышенный интерес к спорту; 
  • характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. 
  • повышенная критичность к себе и окружающим. 
  • очень шаткая самооценка.
Чем же мы, родители, можем помочь нашему подростку?!?
  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. 
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. 
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. 
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. 
Если в ваших отношениях ещё это не сложилось, то уже пора переходить на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим.



Комментарии

  1. Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да. Согласна. В подростковом возрасте развивается самонаблюдение (интерес к своему внутреннему миру). Подросток ищет ответ на вопрос «каков он среди других?». На основе самонаблюдения развивается самосознание.
      При этом для подростка продолжает иметь значение оценка, как возможность подтвердить свои способности. Но, не у всех, к сожалению, всё гладко... Отсюда внутренний конфликт..

      Удалить

Отправить комментарий